C 9 мая телеканал «Россия 1» начнет показ нового сериала «Катюша» с Кариной Разумовской и Павлом Харланчуком в главных ролях. Действие восьмисерийного военного детектива разворачивается в 1944 году, в период Великой Отечественной войны. В центре сюжета – инженерно-санитарная рота, которую в народе еще называют «собачьей», так как в ней служат инструкторы и их собаки. В эту роту попадает разведчик Егор. Командир девичьего взвода, которую играет Карина Разумовская, воспринимает появление Егора в штыки, и на это у нее есть веские основания… Накануне премьеры TV Mag поговорил с режиссером сериала «Катюша» Ильей Казанковым.
Илья, с чего для вас началась история «Катюши»?
Мне предложили снять сериал продюсеры Андрей Радько и Екатерина Гордецкая, с которыми мы сделали немало картин. Мне стало интересно, потому что я давно хотел снять ленту про самолеты, собак, да и сама история была захватывающей.
Как присваивали себе историю, чтобы она стала вам близка?
Есть несколько этапов, во время которых картина становится тебе родной, своей, выстраданной, но при этом все же остается тайной. Первый этап – сценарий. Благо, мне дают возможность работать над сценарием, переписывать какие-то моменты. И в этой работе над текстом и происходит сближение с историей и ее героями. Это не самая приятная работа, потому что она требует усидчивости и дисциплины, но она важна для режиссера. Следующий этап – подбор актеров, который должен совпадать не только с твоим, но и с продюсерским мнением. Это тоже своего рода присвоение фильма: нужно сделать все, чтобы замысел не растащился, а наоборот – дополнился. Следом – съемочный этап, который требует соотносить то, что мы можем себе позволить, с тем, что написано. И самый главный этап – монтаж. После монтажа твое детище, можно сказать, является на свет.
Смотрите премьеру сериала «Катюша» на телеканале «Россия 1» с 9 мая в 22:10
Илья, вы были курсантом Высшего военно-морского училища, но снимать военные картины начали недавно, с сериала «Мур-Мур». Чем вас привлекает эпоха Великой Отечественной войны?
Я долго отказывался снимать фильмы о Великой Отечественной войне. Мне казалось, что снимать так же, как снимали участники в советское время – Калатозов, Чухрай, Бондарчук, – мы не сможем. Таких, как у них, пронзительных фильмов нет в современном кинематографе. При всем уважении к нашим мастерам, которые тоже делают крутое кино. Сейчас мы где-то гонимся за аттракционом, за технологиями, но главное – поменялись мы сами. Мы живем в комфорте, мы живем от понятия «я», от самих себя, а раньше, как мне кажется, жили понятием «мы». И когда мне предлагали делать фильмы о войне, я говорил: сейчас трудно делать такие картины про «мы», у нас у каждого по телефону в кармане, по машине в гараже, мы думаем о нянях для детей, о том, о сем, а тогда была другая основная идея в головах – выстоять, победить, выжить. Это было неуловимо, но это было. И как это повторить в кино?
И когда мне предложили «Мур-Мур», то я за него взялся, потому что там не было войны: это была история, которая происходит во время войны. Детектив в оккупированном городе. Мне этим и нравилось, что о войне мы говорили по касательной. А когда мне предложили «Катюшу», я уж решил: ладно, чего бегать. Может быть, на трамплине, на этом вдохновении «Мур-Мур» прыгну в «Катюшу». Потому что мне было очень интересно «поиграть» в самолеты, с собаками, с потрясающей историей.
Где брали вдохновение?
Вдохновение я черпал из книг и старых фильмов. Я всегда стараюсь брать себе некий камертон на площадку. У меня есть традиция – на вызывные листы помещать цитаты. На «Мур-Мур» у меня цитировались поэты военного времени. На вызывных «Катюши» я помещал цитаты из «Живых и мертвых» Константина Симонова.
В главной роли в «Катюше» играет Карина Разумовская. Она с вами с первых работ («Мальчики») и до современных («Мур-Мур»). Можно ли ее назвать вашей музой?
Однозначно. Карина – потрясающая актриса. Я говорил про людей прошлого, которые были про «мы». Так вот, Карина совершенно без «ячества», без выпячивания себя, она именно про «мы», актриса, не щадящая себя. Она делает все ради фильма, все мыслимые и немыслимые вещи, горит своим делом. Она идеальна подходила на роль в «Катюше».
Мы знакомы с Кариной больше двадцати лет, познакомились, когда я только учился в театральном институте в Петербурге. Потом, когда я поступил во ВГИК, она приезжала, помогала мне, снималась у меня бесплатно, работала ночами, тратила свое время, создавая наше маленькое кино. И потом мы с ней дальше шагнули во взрослое кино. Карина может играть людей прошлого, потому что по своим внутренним качествам она благородный и самоотверженный человек. Это знают все на площадке.
Как разрешали конфликт достоверности и художественного вымысла – вечный конфликт фильмов про войну?
Да, такой конфликт всегда есть на площадке. Отвечу честно. Ограничения диктовали ответы в этой борьбе. Например. Могли ли мы позволить себе в продюсерском кино самолеты Ил-2? Их нет, их не собрать. Отсюда рождается вымысел: хорошо, мы возьмем самолеты, которые есть, постараемся их перекрасить, переделать. Посоветуемся с консультантами, почитаем энциклопедии. Уже, видите, рождается художественный образ. То же самое с речью. Мы выписывали целые обороты из Симонова. И если кто-то говорил, что такого оборота речи в то время не было, мы показывали книгу – было!
Другой момент – когда документальная точность неинтересна зрителю. Мы снимаем не документальное кино. «Над вымыслом слезами обольюсь». Если актеры играют достоверно и драматургия на месте, то художественное кино удалось, потому что зритель будет верить и переживать. А в кино главное – эмоции.
Заметила в картине «Мур-Мур», что актеры, играющие военных в полях, в достаточно грязной, «зафактуренной» одежде. Да и белоснежных, только что от стоматолога, улыбок тоже нет. В этом мне видится достоверность. Обычно в телесериалах солдаты очень «чистенькие». Это ваше режиссерское решение?
Абсолютно. Мне всегда мало грязи! (Улыбается.) Я всегда говорю художникам, что нужна грязь – тем, кто сидит в окопах, кто ползает по лесам, кто сталкивается с войной лицом к лицу… Но художники частенько боятся перепачкать игровой костюм. Настаиваю! Тут опять вспомню самоотверженную работу Карины Разумовской. У нас была сцена, где она приходит после допроса в болоте. Ее загримировали – а я смотрю, что она чище, чем я на площадке (а я хожу на площадку в такой одежде, чтобы лазать, ползать, смотреть ракурсы). Мы пошли с Кариной, нашли самую грязную лужу, она туда упала и давай кувыркаться! Я это видео снял и сейчас показываю всем артистам – что значит самоотверженно работать над фильмом. Потом грязь подсохла, мы начали снимать – и было классно, было понятно, что человек боролся в болоте. На съемках «Катюши» я Павлу Харланчуку показывал это видео, он тоже потом в грязи купался, так что у меня теперь два таких видео! (Улыбается.)
Судя по аннотации, «Катюша», скорее, мелодрама. Как вы определяете жанр, чего ждать зрителю?
Я бы назвал это героической драмой. В «наборе» «Катюши» есть и танки, и бои, и собаки. Вписана небольшая детективная линия. Это честное кино и далеко не чистая мелодрама.
В чем посыл «Катюши» для вас?
Любовь. Любовь, которая раскрывает все тайны и вытаскивает все скелеты из шкафов.
Последние проекты вы снимаете с Андреем Вакориным. Что для вас самое важное в операторе-постановщике?
Несколько ближайших проектов мы действительно снимали вместе с Андреем Петровичем. Он так же, как и я, ленинградец. Мне кажется, мы схожи этаким внутренним питерским инфантилизмом. Вообще для меня важно в людях отсутствие тщеславия и наглости. Я этого насмотрелся, нахлебался, можно сказать, так что работать с такими людьми для меня невозможно. Меня ранит, когда на площадке кто-то так тянет на себя одеяло или наглеет. У Андрея Петровича этого нет. Он прекрасный человек. В свое время он так же, как и я, закончил ВГИК. И конечно, он большой художник. Мне кажется, мы пока еще друг друга не исчерпали. Как только мы увидим друг в друге дно, то разойдемся. Пока этот момент не наступил, и я рад. Иметь такое плечо на площадке – большая удача.
Какой совет вам пригодился в режиссерской профессии?
Получать удовольствие. Это совет от моих мастеров во ВГИКе Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. Когда вы перестанете получать удовольствие от профессии, от процесса, то надо уходить из нее. Без радости не будет роста.
Творческие люди ведь часто страдают.
Потому что от этого они тоже получают удовольствие! (Улыбается.)
Какие проекты у вас в планах на ближайшее будущее?
Несколько лет я мечтаю сделать свой проект «Капитан 4-го ранга» – полнометражный фильм про поступление в военно-морское училище, такая светлая история про взросление, первую любовь. Я написал сценарий, и прошлым летом Министерство культуры его одобрило. Этой осенью грядут съемки.
Как отдыхаете и восстанавливаетесь между проектами?
Не так давно у меня появилась дача, где я мастерю на природе. Обожаю выйти во двор, делать стулья, скамейки своими руками (улыбается). Это разгружает, переключает. Очень люблю читать. Для меня это больший отдых, нежели просмотр фильмов или сериалов.
Что из прочитанного за последнее время особенно впечатлило?
Роман Пикуля про Сахалин «Каторга». После «Катюши» он мне очень помог, я прям выдохнул. Потом взялся за «Тихий Дон» Шолохова, который я перечитываю в третий раз. Потрясающий. Люблю философов – Розанова, Бердяева. Тоже очень помогают настроиться на жизнь и новую работу.