Кинематографисты считают, что переиграть детей и животных невозможно.

«Катюша»: эта собачья работа!

Кинематографисты считают, что переиграть детей и животных невозможно.
Этот сериал тому подтверждение.

О ЧЕМ СЕРИАЛ «КАТЮША»: 1944 год, Великая Отечественная Война. Отряд находит на линии фронта раненого бойца, который помнит лишь имя – Егор Петров (Павел Харланчук). После проверки выясняется, что он майор, разведчик. Его назначают командиром роты, В простонародье – «собачьей», потому что служат В ней четвероногие. Петрову предстоит найти общий язык с командиром девичьего Взвода Екатериной Голиковой (Карина Разумовская), которая встречает Егора В штыки. А вспомнить прошлое ему поможет Галина Клюева (Екатерина Олькина).


Я занимался животными, когда съемки проходили в Крыму. Дело в том, что до этого группа работала в Белоруссии и в Питере и нам пришлось подбирать двойников собакам, снимавшимся раньше. Это непросто, но мы справились, – рассказывает Георгий Заговалов, заводчик, владелец племенного питомника немецких овчарок «Гросви Хаус» в Севастополе. – Среди собак, которым по сюжету отведены роли, были две бельгийские овчарки малинуа. Вилму играла Арманда (или попросту Маня), Алана – Мкад, и немецкая овчарка Зара была в роли Байкала. Всех троих мы взяли у наших друзей Сергея Тарана и Елены Пантилимоновой.

Еще снимались шесть фоновых овчарок: Амира, Омар, Регина, Церцея, Вэлла и Милана – такая своеобразная массовка. Все собаки были уже заранее подготовлены. Овчарками занималась моя супруга Виктория Горбачева, она лицензированный дрессировщик и судья, а хозяин малинуа дрессировал своих питомцев сам. Нашему питомнику больше 40 лет, около 15 наших воспитанников работают в кино. Все когда-то началось со звонка второго режиссера фильма «Консервы», когда им понадобились в картину две собаки.

Сейчас берут уже правнуков тех артистов, подбираем мы для съемок и других животных. Обычно мне присылают выборку из сценария, из которой я узнаю, какой породы нужна собака и что должна уметь делать. Если она это уже может, мы просто с ней все повторяем, если нет – дрессируем под замысел режиссера. Мы знаем, на что способны наши питомцы и как обезопасить актеров. Так, однажды ко мне обратился второй режиссер одной картины, объяснив, что по сценарию собака должна броситься на актера, вцепиться ему в горло и вырвать кусок мяса. Спрашиваю: «И  как вы себе это представляете?»

Отвечает: «А мы привяжем ему мясо к горлу». «Нет, – говорю. – Если это будет актер, тем более нет, каскадер знает, как работать в этом случае, они на это заточены, и то это сложно».

 И отказался. Так что актерам беспокоиться о своей безопасности не стоит. Мы питомцев дрессируем, они знают, что никого на площадке трогать, кусать нельзя. Для них все это работа. И делают они требуемое часто сразу, даже переснимать не надо.

Помню, как-то на съемках режиссер сказала: «Собаки играют с первого дубля, а актеры не хотят работать!»

Режиссер «Катюши» Илья Казанков признавался, что он только задумал, а собака уже сделала то, что он хотел видеть. Например, однажды Вилма принесла платок Паше Харланчуку, когда по сюжету его героя ранило. Илья восхищался: «У меня нет слов, как хорошо это сделано, намного лучше, чем я задумывал».

И так было много раз. Наши собаки понимают, что мы едем на съемки, когда уже садятся в машину, а тем более если видят съемочную площадку и киношную тусовку. В сериале «Сваты» снимался прапрадедушка наших нынешних питомцев Омар.

Так он до того вжился в роль, что, когда слышал команду «Мотор!», бежал на площадку: так, что делаем? Ответственность за животных полностью лежит на нас, мы их доставляем на площадку, размещаем, кормим, выгуливаем. Конечно, работа собак оплачивается, но это не постоянная такса, сумма зависит и от задач, которые поставлены перед животным, и от договоренностей с продюсером картины, их возможностей. Все, что нужно от актеров при работе с животными, – любовь и доброта, а вот бояться их не стоит.

То, что задумано в кадре, собака сделает сама. Чтобы животные и люди привыкли друг к другу, актер дает собаке вкусняшку, и она понимает: все, это свой человек. На съемках «Катюши» никто питомцев не боялся, их постоянно тискали, любили, играли с ними. – Четвероногих артистов было много, несколько составов на одну роль.

Но Маня – безусловная звезда, прирожденная артистка, – говорит Карина Разумовская. – В первый ее съемочный день ей нужно было лежать раненой в госпитале. Хозяин сказал ей: «Болей» – и она сделала абсолютно несчастную морду, страдальчески вытянула лапу. Мы обалдели!

 автор статьи Елена Шаталова, kino@antennatv.ru

Читайте статью в Журнале "Антенна-Телесемь" №19 2023 год