Как снимали «Вурдалаков»

В конце октября продюсерский центр «ГОРАД» завершил съемки исторического триллера «Вурдалаки». Сценарист Алексей Тимм и продюсеры Андрей Радько и Екатерина Гордецкая рассказали нам, почему этот фильм нельзя считать экранизацией повести Алексея Толстого, какие у проекта визуальные референсы и на какую роль было сложнее всего найти актера.

О сценарии

Алексей Тимм: Сценарий был написан давно, весной 2008 года, довольно быстро — две версии за месяц. Потом случился очередной кризис, и производство фильма зависло на долгое время, пока продюсерская компания «ГОРАД» не выкупила права и не реанимировала проект.


О сюжете. Императрица Елизавета поручает своему крестнику Андрею доставить в Петербург монаха Лавр, которого сама же много лет назад сослала из столицы на границу государства, в Спасский монастырь. Приехав в этот монастырь, юноша сталкивается с нечистью и влюбляется в красавицу, которая становится жертвой злых сил. Монах Лавр поможет ему спасти девушку.


Естественно, возникли новые предложения по истории, новая пара вариантов сценария. Но все изменения в большей мере были связаны с общей конструкцией, чем с изменением характеров. Разве что, по предложению продюсеров существенно преобразилась главная героиня — от скромной сельской девицы к девушке-воину, амазонке.

Повесть Толстого — по сегодняшним меркам очень наивная, маленькая и камерная — эдакая первая попытка классика освоить «хоррор», — стала, скорее, поводом для дальнейшего придумывания истории, чем полноценной основой. Ведь основной фабульный рисунок сценария строится на некой миссии столичного офицера, волею судьбы оказавшегося в Богом забытым уголке Империи. А этого персонажа у Толстого попросту нет. То же можно сказать и про главного «злодея», в повести никак не обозначенного.

Сценарий действительно написан «по мотивам», и довольно вольным. Тем более, что хотелось уйти от классического «ужастика» с вампирами в сторону почти поэтической истории победы веры, романтики и любви в обстоятельствах нарастающего кошмара.

Андрей Радько: Идея проекта возникла после того, как мы прочитали уже готовый сценарий, написанный Алексеем Тиммом по мотивам рассказа Алексея Толстого. И рассказ захватывающий, и сценарий получился очень крепкий. Появилось ощущение, что эта тема таит в себе большой зрительский и коммерческий потенциал. Вообще, жанр мистики в российской киноиндустрии встречается редко, и мы полагаем, то он будет интересен нашему зрителю.

Екатерина Гордецкая: Мы решили немного адаптировать сценарий Алексея Тимма к современным потребностям уже искушенного зрителя, поэтому он дорабатывался молодыми сценаристами Тихоном Корневым и Алексеем Карауловым. Так что, история, структура, характеры героев — заслуга Алексея Тимма, а вот за юмор, которого в фильме достаточно, и современный апгрейд, если можно так выразиться, отвечали Корнев и Караулов.

О референсах

Андрей Радько: Поскольку у нас мистическая история, мы ориентируемся на визуальное решение фильма «Сонная лощина», которое нам кажется достаточно удачным для этого жанра, но с точки зрения темпа и экшена, считаем, что это будет своего рода российский «Ван Хельсинг».

Екатерина Гордецкая: Еще по референсам, не сюжетным, но скорее стилистическим и визуальным, нам будет близок последний фильм «Дракула» — масштабно, красиво, с большим количеством спецэффектов.

О препродакшне

Гордецкая Екатерина: Подготовительный период начался в мае 2014 года. Тогда мы плотно работали со сценарием и параллельно разрабатывали общую стилистику фильма, создавали референсы персонажей фильма — как должны выглядеть главные герои картины, жители деревни, какими будут силы зла и т.д. За пять месяцев до старта съёмок подключились художник по костюмам, художник-постановщик, ассистент режиссера по реквизиту, и референсы доработались, превратившись уже в финальные эскизы костюмов, декораций, реквизита.


Сколько съемочных смен в проекте?

Екатерина Гордецкая: Мы стараемся придерживаться запланированного графика, в проекте 35 съемочных дней.

Какое соотношение между количеством натурным и павильонных съемок?

Андрей Радько: Натурных съемок у нас было очень много, порядка 75-80%.


О кастинге

Андрей Радько: Самым сложным в отборе актеров было найти главного героя, мы достаточно долго пытались понять, кто его может сыграть и в итоге остановились на Константине Крюкове, для которого эта роль, как мы считаем, может стать знаковой.

О локациях и декорациях

Андрей Радько: Мы долго искали объекты для съемок, прежде чем строить декорации. Из-за того, что с лета 2014 года экономическая и политическая ситуации сильно изменились, мы уже не могли снимать, ни на Западной Украине, которая изначально описана в сценарии, ни в Европе, где были нужные нам объекты и локации. Пришлось искать все в пределах России, и это заняло у нас много времени. Практически восемь месяцев, поскольку объекты, которые описаны в сценарии, исторически не очень свойственны нашей стране. Это готический замок, каменная деревня и монастырь, причем не голостенный, а тоже именно каменный. И все необходимые нам для съемок объекты мы нашли в Крыму, что для нас было несколько неожиданно.

Екатерина Гордецкая: Строительство декораций заняло около трех месяцев. Строили на территории исторического комплекса Чуфут-Кале. Все получилось до такой степени точно и красиво, что туристы, которые посещали Чуфут-Кале, фотографировались с нашими декорациями, принимая их за исторические постройки. Вот такой у нас талантливый художник — Евгений Матюненко.

О монтаже и прокате

Екатерина Гордецкая: На позицию режиссера монтажа мы пригласили Ольгу Прошкину, с ней мы знакомы еще по фильму «Мы из будущего 2». Очень высокого уровня специалист, и мы уверены, что совместное творчество Ольги и режиссера Сергея Гинзбурга даст прекрасный результат, оценить который зритель сможет уже осенью 2016 года.

http://www.cinemotionlab.com/novosti/02857-kak_snimali_vurdalakov/