В начале 1980-х годов в партийной элите СССР обострилась борьба за власть. Болезнь Леонида Брежнева и тотальная коррупция поставили силовые структуры перед выбором – каким будет будущее страны.Простые люди оказываются втянуты в беспощадный конфликт двух ведомств КГБ и МВД, за власть.Однажды вечером к участковому, старшему лейтенанту милиции Кириллу Нестерову, попадает трудный подросток с подозрительным свертком, в котором оказываются раритетные холсты русских художников. Кирилл и не догадывался, что этот эпизод станет только первой ступенькой в череде дальнейших событий, которые поставят под угрозу не только его взгляды на жизнь, но и саму жизнь!
Продюсеры «Петли Нестерова» Екатерина Гордецкая и Андрей Радько.
КП: Чем «Петля Нестерова» будет отличаться от других детективных сериалов? Будет ли какая-то «фишка»?
Екатерина Гордецкая: Это один из очень немногих проектов, в котором политика и детектив настолько перемешаны и сопряжены с человеческими переживаниями героев, что я, как женщина, неотрывно следила за политическими интригами, и не потому, что люблю политику, а потому что от каждого действия «наверху» зависит жизнь и судьба главного героя. Молодой, красивый парень Кирилл Нестеров, лейтенант подмосковного ОВД попадает в такой передел, что им начинает интересоваться сам Андропов, глава Комитета Государственной Безопасности страны! В секунду вся жизнь переворачивается. И не понятно, в лучшую ли сторону…
Очень интересная история с такими неожиданными поворотами, что, несмотря на то, что мы знали в сценарии каждую запятую, смонтированные серии смотрели взахлеб все восемь подряд! :)
Андрей Радько: Зрителя привлечет история молодого парня, который неожиданно оказывается в эпицентре событий национального масштаба. Он становится тем самым винтиком, без которого машина не поедет, даже с места не тронется.
И при этот любимым «винтиком». Его любят сразу две очень красивые женщины. Но если для одной из них любовь к нему смертельна опасна, то любовь другой – смертельно опасна уже для самого нашего героя!
КП: Что значит «исторический политический сериал»? Политика играет важную роль в сюжете?
Андрей Радько: Сюжет рассказывает об истории нашей с вами страны, того периода, когда Леонид Брежнев уже почти не мог по состоянию здоровья управлять страной, и в его ближайшем окружении началась борьба за власть. За то, кто следующим возглавит партию и страну.
Эта часть истории в то время была, естественно, скрыта от глаз большинства. И сегодня, благодаря мемуарам, воспоминаниям, мы отчасти смогли показать это время. В фильме есть и эпизоды, о которых в то время говорила вся страна, но никто толком не знал: было это или не было. Речь идет например о том, что Щелоков якобы хотел арестовать Андропова и послал к его дому на Кутузовском проспекте спецгруппу… Конечно, в фильме есть и вымышленные персонажи: люди, которые попали в жернова борьбы за власть, конфликта между двумя всесильными ведомствами КГБ и МВД… именно через их судьбы мы показываем как все происходило.
Ну, и вымышленные персонажи серьезнейшим образом анализировались, оттачивались: могли бы они так поступить в тот период времени, насколько правдоподобны действия, правильно ли говорят.
КП: СССР начала 80-ых – не самый распространённый сеттинг для остросюжетных фильмов и сериалов, и не так уж далеко отстоящий от современности. Какие приметы времени будут воссозданы в сериале? Будут ли использованы какие-то особые визуальные приёмы?
Андрей Радько: С производственной точки зрения снимать период конца 70-х - начала 80-х невообразимо сложно. Ведь зритель очень хорошо помнит, как все было: как одевались, как жили, что покупали в магазинах. А вот найти все это уже практически нереально! Поэтому перед художниками стояла сверх-задача.
Екатерина Гордецкая: И, надо отметить, справились они с ней выше всяких похвал! Каждый раз, когда съемочная группа заходила в новый объект, слышалось многоголосье: «Ой, у нас такой светильник был!», «Обои прям как у мамы были», «А я помню этот плед, у нас был точно такой же».
КП: Расскажите немного об образах главных героях. Кирилл Нестеров – он какой? Какие ещё персонажи играют важную роль в сюжете?
Кирилл Запорожский: У меня с моим персонажем много общего, мы одного роста и похожи. Его, как и меня, зовут Кирилл - это наивный, добрый участковый из дачного посёлка. Понятие чести для Кирилла - это не просто слова, это правило жизни, что редко встречается. За время сериала он меняется, потому что в его кругу появляются люди, чего он предположить никак не мог, которые занимаются преступной деятельностью, и в его сознании переворачивается всё восприятие мира. Те близкие люди, которых он ценил, перестают быть таковыми, и в связи с этим он решается поменять свою жизнь!
Карина Разумовская: Моя героиня Рита – синий чулок, искусствовед. Живет с мамой, но при этом у нее сильный характер, она упорная и очень принципиальная. Работая над её образом, скажу честно, обратилась к «классике», к персонажу Евгении Глушенко в фильме «Влюблен по собственному желанию», внешне я имею ввиду, старомодная «мамина» одежда (даже при условии того, что действие картины происходит в 80-е), ободок на голове, никакой косметики. И только любовь заставит ее поменяться!
Дмитрий Шевченко (Зимина – высокий чин в КГБ): Этот с виду сонный и усталый человек на самом деле постоянно находится в напряжении, как сжатая стальная пружина, в любую секунду готовый разжаться и взорваться.
Ирина Пегова (жена Зимина): Я не вижу особой разницы между простыми женщинами, которых я играла в других сериалах, и моей героиней Ириной Зиминой, женой полковника КГБ. Эмоции есть эмоции, и простые женщины или не очень, все мы им подвластны. Сложность ситуации моей героини заключается в том, что она, будучи женой «комитетчика», должна быть чуть ли не сильнее его духом, так как нет ничего более сложного, чем ждать, быть терпеливой и все понимающей, а терпеть, понимать и принимать при такой работе супруга приходится не мало, не каждая жена это может вынести…
Василий Бочкарев (Щелоков): Мне всегда дорог момент исследования времени, в котором живёт персонаж, особенно то время, в котором проходила и моя жизнь. И когда есть возможность показать скрытую ложь того времени, реабилитировать моего героя, человека, который вдруг стал для меня дорог, потому что когда-то Николай Анисимович Щёлоков был оклеветан и это привело к трагическим последствиям, к его самоубийству. Тогда в средствах массовой информации всё было направлено на уничтожение этого человека и для простых людей он становился врагом, изгоем, взяточником, хапугой и т.д.
И вот проходит время, и мне представилась возможность поближе познакомиться с моим героем, с материалами его жизни, вдруг понимаешь, какая это трагическая судьба, какая несправедливость была и к нему, и к его семье, к Светлане Владимировне Щёлоковой. При детальном погружении в роль, в жизнь Николая Анисимовича, видишь, какие замечательные это были люди! Сколько он сделал для МВД, для воспитания работников МУРа и сопоставляя, естественно, и с нашим временем, начинаешь думать о том, как нужно быть осторожным к какой-то информации, которая связана с политикой, когда человека можно воспринимать только с одной стороны.
И вся наша совместная работа над сериалом, вся съёмочная группа, под руководством режиссера Ильи Казанкова, старалась исследовать и раскрыть то время, в этом исследовании было много сопоставимо и с временем сегодняшним, что мне кажется очень естественным!
А вот как бы реабилитировать этого человека, сказать про него доброе слово, поскольку я работал над этой ролью, мне нужно было действительно как-то договариваться с ним, это очень личное, прикоснуться к такому трагическому герою нашего времени, к такой судьбе, причём сколько гордости, достоинства в его уходе!
Мы в своё время, когда клеветали на него ,не вникали в подробности, они были закрыты от нас, от простых граждан Советского Союза. А теперь, читая весь материал от нем, мы понимаем, что он не мог поступить иначе…Только этим трагическим поступком, он мог защитить свою семью, детей и своё доброе имя!
Сергей Барковский: Мой персонаж Юрий Андропов личность историческая, старшее и среднее поколения его хорошо помнят. Генерального секретаря КПСС знали абсолютно все и каждый в лицо, также как сегодня знают Президента России, даже может быть и лучше…
Основная сложность была в том, чтобы создать образ очень похожий на тот, который остался в памяти у наших граждан, а это было не просто, поскольку мы с ним не очень похожи ни характером, ни внешностью. Я импульсивный, а он был достаточно спокойный человек. Он был выше ростом меня и всех его окружающих людей почти на голову, как видно было по сохранившимся фотографиям и видеозаписям. На съёмках странно было бы ходить на высоких каблуках, чтобы возвышаться над окружающими, поэтому мы пытались больше создать образ человека, который смотрит на всех сверху вниз, нежели точно соответствовать внешнему виду Андропова.
Сложности еще заключались в том, что у Андропова был странно высокий голос, для такого мощного вида человека - в этом было какое-то несоответствие. И здесь мне необходимо было найти свою органику, чтобы второй человек в стране, после Брежнева, а потом и первый, для многих такой страшный и зловещий, говорил таким высоким, почти детским голосом, и тут нужно было найти свою гармонию!
У Андропова была особенность во внешности, немного оттопыренные уши, лопоухость небольшая, мы пробовали её воссоздать, но получалось немного карикатурно и мы отказались от идеи применить эту деталь при создании грима. Портретное сходство не было нашей самоцелью, мы пытались найти какие-то человеческие соответствия, личностные попадания…