ТИХОН КОРНЕВ: «СЪЕМКИ В МЕТРО В ЛЮБОЙ СТРАНЕ МИРА – ЭТО ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АД»

Российский кинематограф и так-то нечасто балует зрителя работами в жанре хоррора, а уж достойные фильмы в этом направлении и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Одним из таких исключений может стать лента «Диггеры», премьера которой состоится 11 августа. В преддверии выхода фильма на экраны Глеб Колондо побеседовал с режиссером и сценаристом картины, Тихоном Корневым.

"Диггеры" интервью с Тихоном Корневым

Как возник замысел фильма «Диггеры»? Планировался ли изначально фильм об ужасах подземелья или же сначала была идея рассказать подробнее о культуре диггеров?

Замысел возник у продюсеров – Екатерины Гордецкой и Андрея Радько, после того, как они посетили один из московских хоррор-перформансов и поняли, что «надо делать». Потом уже они встретились со мной и предложили развить эту идею как сценаристу, зная о моих режиссерских амбициях и пообещав дать снять фильм как режиссеру, что сильно добавило мне стимула. Культура диггеров, конечно же, бралась в расчет при создании сценария, но я не хотел слишком на ней концертировать внимание, потому что кому-то эта культура интересна, а у кого-то все эти «диггеры, блоггеры, руферы, хичхайкеры и зацеперы» вызывают лишь приступ зубовного скрежета. А вот страх темноты, подземелья, монстров и чудищ – вещь почти универсальная, по крайней мере, для любителей жанра.

Так или иначе, просим спойлер. В чем фабула фильма, если, конечно, не секрет?

Не верю. Ну кто по-настоящему будет просить спойлер? Постараюсь без них… Если не сдавать главных сюжетных твистов, то это история двух групп людей, одна группа пропала, вторая ее разыскивает, постепенно группа розыска все глубже и глубже проникает в подземелье, и мы все подробнее и подробнее узнаем историю пропавших. Все для того, чтобы обе группы, пусть и в сильно усеченном составе в финале встретились и… обрадовались, обнялись и усталые, но довольные вернулись домой… Шучу. Я надеюсь, для того, чтобы узнать, что будет в конце, вы и сами предпочтете все-таки посмотреть фильм, чем вычитать из интервью, и если я вам скажу, вы на меня обидитесь. И правильно сделаете.

Доводилось ли кому-то из участников прежде работать с жанром ужасов? Что это был за опыт?

Как сценаристу, конечно. Я написал несколько сценариев для фильмов ужасов, но они все еще существуют лишь в формате сценариев и ждут экранизации. Мой соавтор Евгений Колядинцев –один из главных фанатов жанра хоррор в стране. Он снимает хоррор-короткометражки, пишет сценарии, посещает фестивали, отсматривает новые и новые примеры жанра. Второй соавтор – Леша Караулов – не сказать, что большой фан хоррора как такового, но это феноменально образованный человек, с которым можно часами говорить о психологии и этологии. А хороший хоррор-мейкер, несомненно, должен быть грамотным психологом и этологом. Хороший кинематографист в принципе.

В чем принципиальное отличие создания хоррора от работы над кино другого жанра?

Как сценарист, скажу, что хоррор в современном кино строится по формату детектива. Как правило. Детектив, как жанр, в кино почти не снимается, его место сейчас заняли хорроры и триллеры. Неожиданный твист в финале хоррора, а лучше, если их несколько, – хороший тон.

Как режиссер, могу сказать, что в создании хоррора, как в создании любого другого фильма, важно суметь выдержать киноязык в рамках конкретного жанра, но привнести туда нечто авторское, нечто свое, что отличит этот фильм от миллиона других фильмов той же тематики. Получилось или нет, не мне судить.

"Диггеры" интервью с Тихоном Корневым

Как проходили съемки? Имели ли место,что нередко бывает на съемочной площадке фильма ужасов, мистические, необъяснимые происшествия?

Съемки я до сих пор вспоминаю, как один из самых напряженных, но при этом самых счастливых периодов в моей жизни. Была масса трудностей, масса накладок и форс-мажоров, и при этом каждый раз каким-то чудом удавалось выйти из положения и все успеть и все сделать. Перед одной из натурных съемок, я сказал оператору Гоше Егорову, что хочу мрачное свинцовое небо в кадре, которое должно нависать над героями, давить на них, вызывать подсознательное беспокойство у зрителя. Гоша выслушал, покивал, и обещал, что в этот день будет именно такое небо, будто речь шла о том, что я просил не забыть взять какой-то объектив или световой прибор. Я спрашиваю: «Ты прогноз погоды смотрел? Почему ты так уверен?» Он очень серьезно и спокойно мне говорит: «Нет. Но если мне на съемке нужна какая-то конкретная погода, в 99% случаев она такая и есть».

Приезжаем – свинцовое небо, тучи, тревожный ветер, все как я заказывал, вот-вот дождь начнется, но если начнется, это уже будет серьезным осложнением для съемок… Отсняли все что нужно на натуре, переезд в интерьер, только по машинам сели – дождь. Как будто ждал, когда можно будет пойти. Я дебютант в кино, поэтому я не особенно удивлялся даже – ну значит так тут все устроено, ок.

Кто-то говорит, что фильм ужасов – это кровь и скримеры, кто-то определяет его по особой мрачной форме, а кому-то нужен хичкоковский саспенс. А что фильм ужасов для вас?

«Фильм ужасов» – это огромный раздел кинематографа, в котором возможны сотни и сотни поджанров от боди-хоррора, торчур-порн, треш-хорроров от «Тромы» и фильмов Андрея Исканова, до особо интеллектуальных разновидностей арт-хоррора вроде недавнего «It follows» или «Сауны» Антти-Юсси Аннилы. При этом все эти поджанры могут пересекаться, смешиваться и работать друг на друга. Хороший скример обычно должен быть подкреплен хичкоковским саспенсом, так что это вещи никак не взаимоисключающие. У нас в фильме есть и скримеры, и мрачная атмосфера, и саспенс, и стоящая особняком сцена, сделанная по закону классического слэшера с разделочным цехом и горой окровавленных тел, есть юмор и есть загадка… Это я не к тому, чтобы набить цену фильму, говорю, а к тому, что не надо бояться смешивать жанры и поджанры, вопрос тут лишь чувства меры и хорошего вкуса. Получилось или нет, опять же, судить зрителю.

Жанр хоррора – один из старейших в кино (формально ему уже больше ста лет). На какие из многочисленных его образцов вы ориентировались при съемке? Вообще есть ли среди вас фанаты фильмов ужасов?

У нас ведь не просто фильм ужасов, но и в каком-то смысле фильм о метро, о подземельях города, эдаком «городе в городе», «государстве в государстве», живущем по своим правилам и законам. Сверху светлая и прозрачная жизнь, но тут же, стоит спустится на пару десятков метров вниз, протекает жизнь другая, темная, загадочная, пугающая и мрачная. Мы все живем в ощущении, что мир вокруг нас – довольно топорно выстроенная «потемкинская деревня», а за этой картонной декорацией таится хтоническая темень, населенная хтоническими же чудищами. Фильм «Контроль» Нимрода Антала, например, не назовешь фильмом ужасов, но мы несомненно на него ориентировались, как и на «Подземку» Бессона или «Научную секцию пилотов» Андрея И. Что касается ужасов как таковых, то, конечно же, это «Спуск» Нила Маршалла, «Полуночный экспресс» Китамуры… кроме всего прочего, у нас можно разглядеть «пасхалки», отсылающие к вселенной Warhammer 40000, произведениям Лавкрафта и «Настоящему детективу» соответственно, но это для совсем-совсем фанатов, готовых по кадру разбирать наш фильм. Хочется надеяться, что таковые появятся, но меня не расстроит, если никто, кроме создателей фильма, этих отсылок и оммажей не заметит.

"Диггеры" интервью с Тихоном Корневым

Какой из созданных ранее хорроров на тему метро, по-вашему, самый удачный?

Вы знаете, вообще фильмов о метро не так много. Съемки в метро в любой стране мира – это производственный ад, когда вас пускают туда на несколько часов ночью с массой ограничений и запретов. В фильме «Шакал» с Брюсом Уиллисом и Ричардом Гиром ради одной единственной сцены в метро продюсерам было проще выстроить отдельную линию метро с действующим поездом, чем снимать в настоящем метро.

Для меня фильм любого жанра, снятый в метро, уже сам по себе подвиг, так что я не хотел бы кого-то выделять и принижать какие-то отдельные фильмы. Фильмы на тему метро, особенно хорроры, прекрасны все без исключения. Лично для меня.

В нашей стране мистические фильмы снимают еще с дореволюционных времен, но за целый век этому жанру так и не удалось стать для нашего кино родным. В чем, на ваш, взгляд причина? Что нужно, чтобы наконец создать хороший русский ужастик?

В вопросе есть некоторая недоговоренность. Во времена СССР фильмы ужасов как жанр практически не снимались по причинам идеологическим. Не берем в расчет «Вия», «10 негритят» или «Собаку Баскервилей». Хотя и их к чистому жанру причислить сложновато. Ужасы у нас хоть как-то разрабатывались в начале 20 века, и вот теперь они вновь возвращаются на экраны. Жанр ужасов очень молодой жанр для нашего кино, и мы только-только начинаем отходить от слепого копирования западного киноязыка и начинаем поиски чего-то своего. Азиаты создали собственный киноязык, и теперь их хорроры едва ли не популярнее американских в мире. Задача русских кинематографистов – найти то, что отличит наш хоррор от сотен и тысяч таких же хорроров по всему миру, создать «борщ-хоррор», если хотите, в хорошем смысле.

Время, в которое мы живем, само по себе можно назвать страшным: войны, теракты и т.д. Как отвлечь внимание аудитории от реальных страхов и обратить к выдуманным?

Тут как у Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» . Аудитория сама решает, хочет она отвлекаться от реальных страхов и обращаться к выдуманным. Надо просто уметь это почувствовать и вовремя дать людям, то, что они хотят. Какое-то время в России собирали кассу в основном недорогие комедии, и было ощущение, что так будет всегда и мы как индусы будем год за годом смотреть по тысяче однотипных фильмов с песнями и танцами, в нашем случае со звездами Камеди-клаба… Но и мы, и индусы, кстати, оказались людьми разборчивыми и захотели чего-то еще. Прошло время, и зрителю это наскучило, и он перестал ходить в кино на комедии и неожиданно для всех проявил интерес к хоррору Святослава Подгаевского «Пиковая дама», или к прекрасному независимому хоррору Паши Хвалеева «Три», я надеюсь, это не единичный случай, а начало волны интереса к отечественному хоррору.

Придется ли фильм по душе его героям – российским диггерам? Сотрудничали ли вы в процессе съемок с настоящими представителями этой культуры?

Ох. Не знаю. Я успел пообщаться с несколькими диггерами и не могу предсказать их реакцию. Как я уже сказал, мы снимали фильм не о культуре диггерства в России и не стремились к стопроцентному правдоподобию. Например, в Питере и Москве разные цвета у контактных рельсов. Действие фильма происходит в московском метро, но по производственным мотивам мы его снимала в питерском. И вот начнут люди кричать: «Смотрите-смотрите! Рельс-то розовый, а должен быть желтым!» Ну что тут скажешь? Остается лишь повиниться и сказать, что времени перекрашивать рельсы в реальном метро не было, да и не дал бы никто этого делать ни за какие деньги, и на графике все рельсы не поменяешь потом уже на посте… Так что я заранее прошу прощения у настоящих диггеров за некоторые отступления от правды жизни. Там, где этого не требовалось по техническим причинам, мы старались быть максимально приближенными к реальности. Но, конечно же, «Диггеры» не документальное кино, и не все, что происходит в фильме, имеет место быть в реальности… Я надеюсь. В противном случае в метро, я точно больше не спущусь ни за какие коврижки.

"Диггеры" интервью с Тихоном Корневым

Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нашему журналу и его аудитории – русскоязычным поклонникам хоррора.

Дорогие друзья, и вы, и я очень любим жанр хоррора, и каждый по-своему стараемся приблизить тот день, когда «русский хоррор» станет мировым брендом более популярным, чем «русская водка», «русская икра» или «русская рулетка». Я искренне надеюсь, что все у нас получится, и каждый из нас не только дождется этим времен, но и внутри почувствует, что в произошедшем успехе есть и частичка его вклада.

Мой друг, режиссер Паша Руминов, в свое время снявший один из первых русских хорроров «Мертвые дочери», жил жизнью обычного подростка, пока случайно не посмотрел фильм про монстра на арктической станции, и фильм этот произвел на него настолько неизгладимое впечатление, что он решил посвятить свою жизнь кино. Позже Паша снимет «Я буду рядом», и фильм этот возьмет гран-при Кинотавра. Так «простое» жанровое b-movie в конечном итоге может породить умное европейское кино. Все наши действия, если они конструктивны, если они делаются с любовью к жанру, в конечном итоге работают на развитие этого жанра. Правильная рецензия может помочь кому-то снять хороший фильм, поддержка и корректная критика бывают более полезны для кинопроцесса, нежели миллионы и миллионы закачанных в производство денег, которые просто «осваивают», не ценя жанр и зрителя. Знайте, что ваше внимание к жанру, ваши походы в кино, ваши отзывы – в конечном итоге это тоже создание кинопроцесса и выработка киноязыка, в котором так нуждается сейчас «русский хоррор». Любите наши фильмы ужасов, поддерживайте их создателей, ходите в кино, пишите рецензии, спорьте и рассуждайте о жанре – все это в итоге породит нечто прекрасное. Я искренне в это верю.