Российский кинематограф и так-то нечасто балует зрителя работами в жанре хоррора, а уж достойные фильмы в этом направлении и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Одним из таких исключений может стать лента «Диггеры», премьера которой состоится 11 августа. В преддверии выхода фильма на экраны Глеб Колондо побеседовал с режиссером и сценаристом картины, Тихоном Корневым.
Как возник замысел фильма «Диггеры»? Планировался ли изначально фильм об ужасах подземелья или же сначала была идея рассказать подробнее о культуре диггеров?
Замысел возник у продюсеров – Екатерины Гордецкой и Андрея Радько, после того, как они посетили один из московских хоррор-перформансов и поняли, что «надо делать». Потом уже они встретились со мной и предложили развить эту идею как сценаристу, зная о моих режиссерских амбициях и пообещав дать снять фильм как режиссеру, что сильно добавило мне стимула. Культура диггеров, конечно же, бралась в расчет при создании сценария, но я не хотел слишком на ней концертировать внимание, потому что кому-то эта культура интересна, а у кого-то все эти «диггеры, блоггеры, руферы, хичхайкеры и зацеперы» вызывают лишь приступ зубовного скрежета. А вот страх темноты, подземелья, монстров и чудищ – вещь почти универсальная, по крайней мере, для любителей жанра.
Так или иначе, просим спойлер. В чем фабула фильма, если, конечно, не секрет?
Не верю. Ну кто по-настоящему будет просить спойлер? Постараюсь без них… Если не сдавать главных сюжетных твистов, то это история двух групп людей, одна группа пропала, вторая ее разыскивает, постепенно группа розыска все глубже и глубже проникает в подземелье, и мы все подробнее и подробнее узнаем историю пропавших. Все для того, чтобы обе группы, пусть и в сильно усеченном составе в финале встретились и… обрадовались, обнялись и усталые, но довольные вернулись домой… Шучу. Я надеюсь, для того, чтобы узнать, что будет в конце, вы и сами предпочтете все-таки посмотреть фильм, чем вычитать из интервью, и если я вам скажу, вы на меня обидитесь. И правильно сделаете.
Доводилось ли кому-то из участников прежде работать с жанром ужасов? Что это был за опыт?
Как сценаристу, конечно. Я написал несколько сценариев для фильмов ужасов, но они все еще существуют лишь в формате сценариев и ждут экранизации. Мой соавтор Евгений Колядинцев –один из главных фанатов жанра хоррор в стране. Он снимает хоррор-короткометражки, пишет сценарии, посещает фестивали, отсматривает новые и новые примеры жанра. Второй соавтор – Леша Караулов – не сказать, что большой фан хоррора как такового, но это феноменально образованный человек, с которым можно часами говорить о психологии и этологии. А хороший хоррор-мейкер, несомненно, должен быть грамотным психологом и этологом. Хороший кинематографист в принципе.
В чем принципиальное отличие создания хоррора от работы над кино другого жанра?
Как сценарист, скажу, что хоррор в современном кино строится по формату детектива. Как правило. Детектив, как жанр, в кино почти не снимается, его место сейчас заняли хорроры и триллеры. Неожиданный твист в финале хоррора, а лучше, если их несколько, – хороший тон.
Как режиссер, могу сказать, что в создании хоррора, как в создании любого другого фильма, важно суметь выдержать киноязык в рамках конкретного жанра, но привнести туда нечто авторское, нечто свое, что отличит этот фильм от миллиона других фильмов той же тематики. Получилось или нет, не мне судить.
Как проходили съемки? Имели ли место,что нередко бывает на съемочной площадке фильма ужасов, мистические, необъяснимые происшествия?
Съемки я до сих пор вспоминаю, как один из самых напряженных, но при этом самых счастливых периодов в моей жизни. Была масса трудностей, масса накладок и форс-мажоров, и при этом каждый раз каким-то чудом удавалось выйти из положения и все успеть и все сделать. Перед одной из натурных съемок, я сказал оператору Гоше Егорову, что хочу мрачное свинцовое небо в кадре, которое должно нависать над героями, давить на них, вызывать подсознательное беспокойство у зрителя. Гоша выслушал, покивал, и обещал, что в этот день будет именно такое небо, будто речь шла о том, что я просил не забыть взять какой-то объектив или световой прибор. Я спрашиваю: «Ты прогноз погоды смотрел? Почему ты так уверен?» Он очень серьезно и спокойно мне говорит: «Нет. Но если мне на съемке нужна какая-то конкретная погода, в 99% случаев она такая и есть».
Приезжаем – свинцовое небо, тучи, тревожный ветер, все как я заказывал, вот-вот дождь начнется, но если начнется, это уже будет серьезным осложнением для съемок… Отсняли все что нужно на натуре, переезд в интерьер, только по машинам сели – дождь. Как будто ждал, когда можно будет пойти. Я дебютант в кино, поэтому я не особенно удивлялся даже – ну значит так тут все устроено, ок.
Кто-то говорит, что фильм ужасов – это кровь и скримеры, кто-то определяет его по особой мрачной форме, а кому-то нужен хичкоковский саспенс. А что фильм ужасов для вас?
«Фильм ужасов» – это огромный раздел кинематографа, в котором возможны сотни и сотни поджанров от боди-хоррора, торчур-порн, треш-хорроров от «Тромы» и фильмов Андрея Исканова, до особо интеллектуальных разновидностей арт-хоррора вроде недавнего «It follows» или «Сауны» Антти-Юсси Аннилы. При этом все эти поджанры могут пересекаться, смешиваться и работать друг на друга. Хороший скример обычно должен быть подкреплен хичкоковским саспенсом, так что это вещи никак не взаимоисключающие. У нас в фильме есть и скримеры, и мрачная атмосфера, и саспенс, и стоящая особняком сцена, сделанная по закону классического слэшера с разделочным цехом и горой окровавленных тел, есть юмор и есть загадка… Это я не к тому, чтобы набить цену фильму, говорю, а к тому, что не надо бояться смешивать жанры и поджанры, вопрос тут лишь чувства меры и хорошего вкуса. Получилось или нет, опять же, судить зрителю.
Жанр хоррора – один из старейших в кино (формально ему уже больше ста лет). На какие из многочисленных его образцов вы ориентировались при съемке? Вообще есть ли среди вас фанаты фильмов ужасов?
У нас ведь не просто фильм ужасов, но и в каком-то смысле фильм о метро, о подземельях города, эдаком «городе в городе», «государстве в государстве», живущем по своим правилам и законам. Сверху светлая и прозрачная жизнь, но тут же, стоит спустится на пару десятков метров вниз, протекает жизнь другая, темная, загадочная, пугающая и мрачная. Мы все живем в ощущении, что мир вокруг нас – довольно топорно выстроенная «потемкинская деревня», а за этой картонной декорацией таится хтоническая темень, населенная хтоническими же чудищами. Фильм «Контроль» Нимрода Антала, например, не назовешь фильмом ужасов, но мы несомненно на него ориентировались, как и на «Подземку» Бессона или «Научную секцию пилотов» Андрея И. Что касается ужасов как таковых, то, конечно же, это «Спуск» Нила Маршалла, «Полуночный экспресс» Китамуры… кроме всего прочего, у нас можно разглядеть «пасхалки», отсылающие к вселенной Warhammer 40000, произведениям Лавкрафта и «Настоящему детективу» соответственно, но это для совсем-совсем фанатов, готовых по кадру разбирать наш фильм. Хочется надеяться, что таковые появятся, но меня не расстроит, если никто, кроме создателей фильма, этих отсылок и оммажей не заметит.
Какой из созданных ранее хорроров на тему метро, по-вашему, самый удачный?
Вы знаете, вообще фильмов о метро не так много. Съемки в метро в любой стране мира – это производственный ад, когда вас пускают туда на несколько часов ночью с массой ограничений и запретов. В фильме «Шакал» с Брюсом Уиллисом и Ричардом Гиром ради одной единственной сцены в метро продюсерам было проще выстроить отдельную линию метро с действующим поездом, чем снимать в настоящем метро.
Для меня фильм любого жанра, снятый в метро, уже сам по себе подвиг, так что я не хотел бы кого-то выделять и принижать какие-то отдельные фильмы. Фильмы на тему метро, особенно хорроры, прекрасны все без исключения. Лично для меня.
В нашей стране мистические фильмы снимают еще с дореволюционных времен, но за целый век этому жанру так и не удалось стать для нашего кино родным. В чем, на ваш, взгляд причина? Что нужно, чтобы наконец создать хороший русский ужастик?
В вопросе есть некоторая недоговоренность. Во времена СССР фильмы ужасов как жанр практически не снимались по причинам идеологическим. Не берем в расчет «Вия», «10 негритят» или «Собаку Баскервилей». Хотя и их к чистому жанру причислить сложновато. Ужасы у нас хоть как-то разрабатывались в начале 20 века, и вот теперь они вновь возвращаются на экраны. Жанр ужасов очень молодой жанр для нашего кино, и мы только-только начинаем отходить от слепого копирования западного киноязыка и начинаем поиски чего-то своего. Азиаты создали собственный киноязык, и теперь их хорроры едва ли не популярнее американских в мире. Задача русских кинематографистов – найти то, что отличит наш хоррор от сотен и тысяч таких же хорроров по всему миру, создать «борщ-хоррор», если хотите, в хорошем смысле.
Время, в которое мы живем, само по себе можно назвать страшным: войны, теракты и т.д. Как отвлечь внимание аудитории от реальных страхов и обратить к выдуманным?
Тут как у Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» . Аудитория сама решает, хочет она отвлекаться от реальных страхов и обращаться к выдуманным. Надо просто уметь это почувствовать и вовремя дать людям, то, что они хотят. Какое-то время в России собирали кассу в основном недорогие комедии, и было ощущение, что так будет всегда и мы как индусы будем год за годом смотреть по тысяче однотипных фильмов с песнями и танцами, в нашем случае со звездами Камеди-клаба… Но и мы, и индусы, кстати, оказались людьми разборчивыми и захотели чего-то еще. Прошло время, и зрителю это наскучило, и он перестал ходить в кино на комедии и неожиданно для всех проявил интерес к хоррору Святослава Подгаевского «Пиковая дама», или к прекрасному независимому хоррору Паши Хвалеева «Три», я надеюсь, это не единичный случай, а начало волны интереса к отечественному хоррору.
Придется ли фильм по душе его героям – российским диггерам? Сотрудничали ли вы в процессе съемок с настоящими представителями этой культуры?
Ох. Не знаю. Я успел пообщаться с несколькими диггерами и не могу предсказать их реакцию. Как я уже сказал, мы снимали фильм не о культуре диггерства в России и не стремились к стопроцентному правдоподобию. Например, в Питере и Москве разные цвета у контактных рельсов. Действие фильма происходит в московском метро, но по производственным мотивам мы его снимала в питерском. И вот начнут люди кричать: «Смотрите-смотрите! Рельс-то розовый, а должен быть желтым!» Ну что тут скажешь? Остается лишь повиниться и сказать, что времени перекрашивать рельсы в реальном метро не было, да и не дал бы никто этого делать ни за какие деньги, и на графике все рельсы не поменяешь потом уже на посте… Так что я заранее прошу прощения у настоящих диггеров за некоторые отступления от правды жизни. Там, где этого не требовалось по техническим причинам, мы старались быть максимально приближенными к реальности. Но, конечно же, «Диггеры» не документальное кино, и не все, что происходит в фильме, имеет место быть в реальности… Я надеюсь. В противном случае в метро, я точно больше не спущусь ни за какие коврижки.
Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нашему журналу и его аудитории – русскоязычным поклонникам хоррора.
Дорогие друзья, и вы, и я очень любим жанр хоррора, и каждый по-своему стараемся приблизить тот день, когда «русский хоррор» станет мировым брендом более популярным, чем «русская водка», «русская икра» или «русская рулетка». Я искренне надеюсь, что все у нас получится, и каждый из нас не только дождется этим времен, но и внутри почувствует, что в произошедшем успехе есть и частичка его вклада.
Мой друг, режиссер Паша Руминов, в свое время снявший один из первых русских хорроров «Мертвые дочери», жил жизнью обычного подростка, пока случайно не посмотрел фильм про монстра на арктической станции, и фильм этот произвел на него настолько неизгладимое впечатление, что он решил посвятить свою жизнь кино. Позже Паша снимет «Я буду рядом», и фильм этот возьмет гран-при Кинотавра. Так «простое» жанровое b-movie в конечном итоге может породить умное европейское кино. Все наши действия, если они конструктивны, если они делаются с любовью к жанру, в конечном итоге работают на развитие этого жанра. Правильная рецензия может помочь кому-то снять хороший фильм, поддержка и корректная критика бывают более полезны для кинопроцесса, нежели миллионы и миллионы закачанных в производство денег, которые просто «осваивают», не ценя жанр и зрителя. Знайте, что ваше внимание к жанру, ваши походы в кино, ваши отзывы – в конечном итоге это тоже создание кинопроцесса и выработка киноязыка, в котором так нуждается сейчас «русский хоррор». Любите наши фильмы ужасов, поддерживайте их создателей, ходите в кино, пишите рецензии, спорьте и рассуждайте о жанре – все это в итоге породит нечто прекрасное. Я искренне в это верю.