«Проект стал для меня испытанием: окон нет, свет по сценарию часто выключался, и герои должны жить в полной темноте». Оператор Георгий Егоров о съемках «Диггеров»

11 августа в прокат выходит хоррор «Диггеры». Оператор картины Георгий Егоров рассказал о сложностях, возникших при съемке в метрополитене, художественных решениях, обусловленных жанром и локациями, и самой трудозатратной сцене.


Cinemotion: Хоррор — необычный для российского кино жанр. Чем вас привлек этот проект и насколько сильно он изменился с тех пор, как вы присоединились?

Георгий Егоров: «Присоединился» я сразу же после написания сценария — на самом раннем этапе подготовки проекта. Поэтому все мое влияние на эту картину происходило в тандеме с режиссером Тихоном Корневым. Я старался минимально вмешиваться в его видение фильма (кино — творчество коллективное, но все-таки отвечает за него в конечном итоге режиссер). Я старался помогать режиссеру, а не снимать свой фильм. Творческих конфликтов избежать все равно не удалось, но их было совсем немного за весь съемочный период, и это вполне нормально. Я всегда предлагаю свои решения, но стараюсь не навязывать их режиссеру.

C: Какую камеру и оптику вы решили использовать для фильма и почему?

ГЕ: Снимали мы на Arri Alexa и не только из-за ее пластичного изображения, но и по ряду труднорешаемых технических и художественных задач. Например, сцену в узком тоннеле с зажигалкой мы снимали без каких-либо дополнительных источников света: я использовал одну пассивную подсветку — пенопласт, что позволило не только добиться гиперреалистичного освещения, но и сэкономить время на установке света, значительно упростить конструкцию декорации, да и в целом весь съемочный процесс, а это снизило нагрузку на бюджет картины, который всегда ограничен.

Почти вся картина снята двумя широкоугольными объективами и одним длиннофокусным (180 мм). Сам жанр и тесные локации подталкивали к такой гиперболе, к преувеличенной перспективе. Я понимал, что если использовать другую оптику, то кроме крупных планов актеров на фоне однообразных ровных поверхностей зритель ничего не увидит. Отсюда родилось такое решение.

© Фото Продюсерский центр «ГОРАД»

C: К какому изображению и цветовой палитре вы стремились?

ГЕ: В данном случае я подошел к задаче очень формально, опираясь на предыдущий свой и чужой опыт.

Все подземные истории решены в холодной гамме, что, как мне кажется, хорошо рифмуется с жанром фильма. К тому же, это облегчило работу художникам, декораторам и, опять же, помогло всему съемочному процессу с точки зрения бюджета и временных затрат.

© Фото Продюсерский центр «ГОРАД»

С: Действие одной из открывающих сцен происходит на станции метро. Сложно ли было правильно осветить подобного рода локацию?

ГЕ: Осветить ее было невозможно по причине катастрофической нехватки отпущенного метрополитеном (его внутренним расписанием) временем, поэтому я работал со светом в обратном направлении: я затенял лишнее, чтобы «вытащить» нужное. Это была самая интересная и опасная для меня «игра».

С: Какая часть фильма была снята в реальных локациях, а какая — в павильоне? Какое оборудование вы использовали для динамических кадров?

ГЕ: Бо́льшая часть фильма снималась в реальных локациях, но они не имели никакого отношения к метрополитену. Так, например, в качестве тоннеля метрополитена мы использовали сорокаметровый железобетонный ангар ЗРК, оформленный нашим замечательным художником-постановщиком Анастасией Каримулиной. Она гениально воссоздала точную копию тоннеля метро в невероятно сжатые сроки. Приходилось все время держать в голове кадры, отснятые в метрополитене, и «монтировать» их с «сегодняшним днем» (локация вне метро).

Что касается операторской техники, я использовал стандартный набор оператора: плечо, штатив, тележка, стедикам и коптер вместо крана.

© Фото Продюсерский центр «ГОРАД»

С: Бо́льшая часть картины происходит в закрытых локациях: катакомбах и тоннелях. Не могли бы вы рассказать о вашем подходе к их освещению?

ГЕ: Со светом всегда приходиться что-то придумывать, и это для меня очень интересная задача. Я старался «спрятать» свет, добиваясь ощущения, как будто свет естественный. Этот проект стал для меня настоящим испытанием: окон нет, свет по сценарию часто выключался, и герои должны были жить в полной темноте. Что из этого получилось и не получилось — покажет экран и, надеюсь, скажет зритель.

© Фото Продюсерский центр «ГОРАД»

С: Представляла ли дополнительные сложности сцена у костра? Приходилось ли дополнять огонь еще какими-то источниками освещения?

ГЕ: Дополнительный свет, конечно же, был, но самым трудным и, одновременно, интересным было решение режиссера снимать эту сцену одним кадром. Сцена длилась 14 минут! При этом внутри сцены есть три сложных каскадерских трюка и «игра» со светом. Мы репетировали эту сцену 12 часов, чтобы синхронизировать работу актеров, камеры, каскадеров, осветителей, гримеров и т.д. Репетировали всю смену — сняли за 14 минут! Формально мы справились с задачей, но фактически — это был провал: сцена «вываливалась» по темпоритму из общей композиции фильма. Пришлось доснимать недостающие кадры для последующего монтажа уже в другой день и с неполным актерским составом.

© Фото Продюсерский центр «ГОРАД»

С: Какая сцена была самая сложная и трудозатратная в плане организации и съемки?

ГЕ: Самой сложной и трудозатратной, как я уже сказал, была сцена у костра. В целом, самым трудным было уложиться в съемочный график, при этом важно было отработать без переработок. Простите за эту тавтологию, но это наша реальность, в которую мы вынуждены вписываться, таковы правила.

© Фото Продюсерский центр «ГОРАД»

С: Есть ли фундаментальные различия между производством жанрового кино и более традиционного, телевизионного контента?

ГЕ: Именно в производственной части они сейчас почти стерлись. Но вот в визуальной составляющей — это две большие разницы.

В современных условиях важно принимать решения исходя из обстоятельств и здесь важно, с одной стороны, чувствовать рамки, с другой, как художнику — сохранить или создать то изображение, за которое будет не стыдно. И вот здесь приходит на помощь опыт, позволяющий маневрировать и находить оптимальные решения. В какой-то мере, нам это удалось.

http://www.cinemotionlab.com/novosti/03857-proekt_stal_dlya_menya_ispytaniem_okon_net_svet_po_scenariyu_chasto_vyklyuchalsya_i_geroi_dolzhny_zhit_v_polnoy_temnote_operator_georgiy_egorov_o_semkah_diggerov/