КиноПередовая: Режиссёр Тихон Корнев рассказывает о фильме «Диггеры»

КиноПередовая: Существует мнение, что жанр хоррора в России не очень-то развит, потому что наша действительность пугает куда сильнее, чем любой фикшн. Отсюда вопрос: чем, по-вашему, можно напугать отечественного зрителя? Да и можно ли вообще?

Тихон Корнев:В каком-то смысле хоррор нашего зрителя не столько пугает, сколько успокаивает. Русские живут в постоянных переменах, зачастую в переменах к худшему. Каждый из нас живет в каком-то иррациональном страхе того, что с ним или его близкими может случиться что угодно, и он ничего с этим не сможет сделать. Нам всем очень не хватает непреложных правил, по которым надо играть, чтобы с тобой не случилось ничего плохого. Но независимо от того, ходишь ты в церковь, дружишь с сильными мира сего, заработал много денег или очень известен, ты не застрахован ни от сумы, ни от тюрьмы, ни от скоропостижной смерти… Хоррор же помогает избыть этот страх, давая человеку четкие правила игры: посмотрел кассету – умрешь через 7 дней, но если перезапишешь, то проклятие перейдет на другого, началось всё с девочки Садако, которая… И так далее. Сначала зрителя сталкивают с неизвестностью, и это всегда страшно, но постепенно, когда становится понятен генезис хоррора, когда становятся понятны правила игры, страх отступает и приходит облегчение. Хоррор в России не столько для того чтобы бояться, сколько для того чтобы изживать свои иррациональные страхи.

КП: «Диггеры» лично для вас – это «проект мечты» или скорее эксперимент и проба сил?

ТК: Проект мечты, эксперимент и проба сил. Проект мечты, хотя бы потому, что я шел к собственному полному метру тринадцать лет. Тринадцать – хорошее число для хоррора. Это мой «первенец», не знаю, будут ли у меня еще «дети», но этот останется навсегда родным и любимым. Поэтому я как-то очень спокойно отношусь к возможной критике фильма, ну глупо папе рассказывать, что у него ребенок не соответствует каким-то стандартам красоты и эстетизма.

Эксперимент – несомненно, у нас были довольно сжатые сроки съемок и масса других ограничений, и специально под эти условия пришлось выдумывать киноязык, когда двухминутная диалоговая сцена могла быть снята на паре общих планов. Такие решения, они рождали свой стиль повествования, который с известными оговорками вполне можно посчитать экспериментальным.

Проба сил. Еще какая. Я же среднестатистический интроверт-сценарист, до того сидевший годами дома и писавший сценарий за сценарием, круг общения моего был ограничен ближайшими друзьями и родственниками. И вдруг кастинг более чем двух сотен актеров, с каждым я старался проводить не менее получаса. Найти общий язык со съемочной группой, которая вся была сработавшаяся питерская, а я один приехал «варяг» – дебютант из Москвы. Постановка задач и проработка персонажей с актерами. Общение с производственными цехами, да даже ругань и отстаивание своего видения… Это всё было… Знаете, как птенцов из гнезда выталкивают и либо полетит, либо разобьется. Вот я себя примерно так и чувствовал. Откровенно говоря, до сих пор чувствую – это я уже лечу или всё еще падаю?

КП: Как вы готовились к работе над «Диггерами»? Что-то специально смотрели? Читали? С кем-то общались?

ТК: Смотрел и читал какое-то количество интервью с диггерами. Немного даже лично пообщался. Смотрел фильмы о подземельях, о метро, просто хорроры. С другой стороны, от каких-то фильмов вполне осознанно ограждал себя, чтобы не засорять голову готовыми ходами и приемами, а пытаться придумать что-то свое. Иногда излишняя насмотренность может «замылить» глаз.

КП: Из трейлера и постера стало понятно, что в фильме нас ждёт нечто ужасное, таинственное... Не углубляясь в сюжет, скажите пару слов о монстре. На что он похож (у нас, например, возникли ассоциации с Джиперсом Криперсом или Тыквоголовым)? Что выделяет его среди других киномонстров? Узнаём ли мы его историю из фильма, или он так и останется загадкой?

ТК: Нечто ужасное в любом хорроре – это одна из главных тайн фильма, которую нельзя показывать сразу и уж тем более рассказывать в интервью. Только в полутьме, один коготь, второй, глаз, и не открывать его полностью, как можно дольше. Даже если фильм называется «Крокодил», «Анаконда» или «Пираньи», а монстрами там (какая неожиданность!) обычно являются крокодил, анаконда и пираньи, но зрителю все равно интересно, как же они будут выглядеть, вести себя и по каким правилам существовать. С художником по пластическому гриму Денисом Райковым, который и вылепил нам нашего загадочного героя, мы в качестве первоначальных отсылок отталкивались от монстров Гильермо дельТорро, редких глубоководных рыб и рептилий.

КП: Фильмов про монстров немало. Про группу персонажей, блуждающих по мрачным подземельям (и в метро в том числе), – тоже. Что делает «Диггеров» уникальными? Есть у фильма своя «фишка»?

ТК: Это было первое, что я сказал соавторам сценария Евгению Колядинцеву иАлексею Караулову: «Фильмов про монстров много, про группу персонажей тем более. Мы же не хотим написать сценарий – спустились в метро, по одному их ели, а под конец доели вовсе, либо кто-то последний все-таки сумел спастись?». Сейчас снимать такие истории – просто плохой тон по отношению к зрителю и его свободному времени. Так что да – повествование нашего фильма не линейно, параллельно развиваются история пропавших и история поисковой экспедиции, с каждым новым фрагментом зритель складывает кусочки пазла, для того чтобы в финале, посредством сюжетного твиста, узнать, что же случилось на самом деле и… Больше ничего не расскажу. Поглядите и сами скажите, тянет на «фишку» или нет.

КП: Так уж у нас повелось, что ужастики, насколько бы замечательными они ни были, становятся лёгкой мишенью для критики. Готовы к неизбежным негативным рецензиям и отзывам? Будете как-то реагировать?

ТК: Жду с нетерпением. Правда. Мой друг, коллега и наставник Паша Руминов, когда снял «Мертвых дочерей», подвергся какой-то неприличной травле со стороны отдельных интернет-деятелей. Люди создавали сообщества в сетях и наперебой постили огромные «простыни» текста о том, какой Руминов снял плохой фильм. Глядя на то, как Паша пытался каждому из критиков конструктивно ответить, объяснить, оправдаться, видя, что человеку реально плохо и больно от происходящего, я в первый и, возможно, в последний раз в жизни просто взял и написал письмо незнакомому человеку, что вот я, Тихон Корнев, никому не известный сценарист, сходил в кино на «Дочерей», и для меня это был опыт, изменивший мое сознание и позволивший по-другому взглянуть на мир. Да и просто сказал «спасибо». Паша мне написал в ответ и с тех пор мы дружим, написали не один сценарий совместно, и, надеюсь, еще напишем.

И вот уже подружившись с ним, прихожу я к нему домой, а он мрачный сидит и в очередной раз воюет с какими-то ветряными кинокритиками в интернетах. А мне это как-то чуждо, я что-то такое шучу над ним и его серьезным отношением к чужому мнению, он говорит: «Тихон, вот будет у тебя клуб хейтеров в интернете – поймешь меня!». А у меня на тот момент ни одного вообще проекта в фильмографии, и я прям взвился весь: «Паш, вот я бы хотел, чтобы у меня был свой клуб хейтеров в интернете, которые бы всё свободное время тратили на то, чтобы меня как-то уесть пытаться!» С тех пор и фильмография моя разрослась разного качества фильмами, и как режиссер вот кино снял, но клуба хейтеров как не было, так и нет. Но если появится, это будет прям знаковое достижение в жизни. Уже не зря прожил.

Паша еще не самый яркий пример, но я видел не одного режиссера, которые были буквально раздавлены плохой критикой на свои фильмы и на несколько лет уходили из профессии, получали нервные срывы и психологические травмы, которые потом так и не изживали. А для меня это было очень странно всегда. То, что критики на «Диггеров» будет предостаточно, у меня сомнений не вызывает. Но мне не так интересна сама критика, сколько моя собственная реакция на неё. Пока что я абсолютно спокоен и умиротворен.

КП: Ваш любимый фильм ужасов? А режиссёр-хоррормейкер?

ТК: Я понял, что хочу заниматься кино, когда посмотрел «Твин Пикс» Дэвида Линча. Можно ли считать это хоррором? А Линча хоррормейкером? Наверное не вполне. Хотя он сделал огромный вклад в жанр хоррора, и из его «Головы-ластика», «Твин Пикса» или «Шоссе в никуда», как из Гоголевской «Шинели», вышла целая плеяда молодых хоррормейкеров.

Мой любимый режиссер Дэвид Кроненберг снимал ужасы, но любимые мои фильмы у него к ужасам причислить вряд ли получится. Если брать узкоспециальную трактовку хоррора, то любимый фильм ужасов у меня финский фильм «Сауна», а любимый режиссер-хоррормейкер – упомянутый уже не раз в интервью Павел Руминов, хотя бы потому, что без его наставлений мне не удалось бы снять свой первый фильм.

http://www.moviefrontline.ru/comments/1872/